Схождение Благодатного огня на Гроб Господень является каждый год накануне православной Пасхи вВеликую Субботу в Иерусалимском храме Воскресения Христова. Храм, созданный равноапостольным и императором Константином Великим и его матерью царицей Еленой в IV веке, накрывает своим огромным сводом и Голгофу, и пещеру, в которую был положен снятый с креста Господь, и сад, где Мария Магдалина первой из людей встретила Его воскресшего.
Свидетельства же о чуде Нетварного света и схождении огня восходят, по свидетельству апостолов и святых отцов, ко времени Воскресения Христа. Пётр предста ко Гробу и, свет зря во гробе, ужасашеся, - пишет святой Иоанн Дамаскин.Пётр видел же не только чувственными очами, но и высоким апостольским умом – исполнен убо был Гроб света, так что, хоть и ночь была, однако, двема образы видел внутренняя – чувственно и душевно, - читаем у Григория Нисского. «Когда однажды не хватило лампадного масла, патриарх Нарцисс (II век) благословил налить в лампады воды из Силоамской купели, и сошедший с неба огонь возжёг лампады, горевшие затем в продолжение всей пасхальной службы».
«Церковная история». Евсефий Памфил.
Примерно, за сутки до праздника Пасхи в Храме Гроба Господня, вмещающего около 10 тысяч паломников, начинают собираться страждущие своими глазами увидеть схождение Благодатного огня. Вся площадь перед Храмом и анфилады окрестных сооружений заполняются волнующимся людом. Уже утром Великой Субботы могут появляться первые признаки Божественной силы: например, слышатся раскаты грома, хотя вокруг – солнечно. Около полудня под колокольный звон со двора Иерусалимской Патриархии выходит крестный ход во главе с патриархом. Процессия входит во храм Воскресения и направляется к часовне (Кувуклии), возведённой над Гробом Господним, и, трижды обойдя её, останавливается пред её вратами. По сложившейся традиции, с Православным Патриархом в Кувуклию входит и Предстоятель Армянской Церкви. Незадолго до прихода патриарха подризничий вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен возгореться главный огонь, и ставит на середину ложа Живоносного Гроба, но без огня, и 33 свечи, - по числу лет земной жизни Спасителя. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям – прокладывается лента. В Храме гасят все лампады и свечи. Тысячи паломников со всего мира: арабы, греки, русские, румыны, евреи, немцы, англичане, - в напряжённом молчании следят за Патриархом. Затем Православный и Армянский Патриархи разоблачаются, полицейские тщательно обыскивают их и самый Гроб Господень, ища хоть что-то, могущее произвести огонь, и опечатывают часовню (во времена турецкого владычества над Иерусалимом это делали турецкие жандармы). Перед входом в Кувуклию Православный Предстоятель Церкви снимает с себя ризу, рясу, оставаясь только в подряснике и, войдя внутрь, молится на коленях пред Гробом Господним о ниспослании Святого огня. Наступает напряжённая тишина, присутствующие молятся и исповедают свои грехи, прося Господа даровать Благодатный огонь. Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдёт ожидаемое чудо. Долго длится иногда эта молитва… В разные времена томительное ожидание длилось от пяти минут до нескольких часов.
И вот под сводом купола Храма появляются нисходящии яркие голубоватые всполохи, затем на мраморной плите Гроба проявляется как бы огненная роса в виде бледно-голубых шариков и жёлтыми искрами моментально разливается по всему Гробу. Святейший прикасается к ним ваткой, и она воспламеняется. Этим не обжигающим огнём патриарх возжигает лампаду и свечи, которые передаёт в храм Армянскому патриарху, а затем и христианскому люду. Неописуемое ликование и восторг охватывает многотысячное паломничество: люди кричат, поют, плачут, и огонь передаётся от одного пучка свечей к другому, и через минуту – весь Храм в огне. Первое время (около 10 минут) огонь совершенно не жжёт, независимо от какой свечи и где был зажжён. Поразительно наблюдать, как люди умываются этим пламенем, проводят по лицу, рукам, проводят по бородам и волосам, черпают пригоршнями, и он не наносит никакого вреда, даже не опаляет. Проходит ещё некоторое время, и огонь приобретает привычные нам свойства, и многочисленные полицейские заставляют тушить свечи, но ликование продолжается.
Благодатный огонь нисходит в храм Гроба Господня только в Великую Субботу, накануне православной Пасхи, которая празднуется в разные дни по старому Юлианскому календарю, и только по молитвам Православного Патриарха. Однажды армянские христиане, живущие в Иерусалиме, но отступившие от святого Православия ещё в IV веке, подкупили турецкие власти, чтобы именно их, а не Православного Патриарха допустили в Великую Субботу в пещеру – Гроб Господень. Долго и безуспешно молился армянский первосвященник, а православный Иерусалимский патриарх вместе со своей паствой горько плакал на улице у запертых дверей храма. И вот – о чудо! – как бы молния ударила в мраморную колонну у дверей храма, она рассеклась, и из неё взметнулся столп огня, зажёгший свечи православных. С тех пор никто из многочисленных христианских конфессий не решается оспаривать право православных молиться в этот день в Гробе Господнем.
В мае 1992 года впервые после 79-летнего перерыва Благодатный огонь был вновь доставлен в Землю Русскую. Группа паломников – священнослужител ей и мирян – по благословению Святейшего Патриарха пронесла Благодатный огонь от Гроба Господня в Иерусалиме через Константинополь и все славянские страны до Москвы. С тех пор эта неугасаемая святыня горит на Славянской площади у подножия памятника святых равноапостольных учителей словенских Кирилла и Мефодия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий