четверг, 17 ноября 2011 г.

Пишут наши прихожане. Казанская икона Божией Матери. Часть 2

Тропарь Казанской иконе, глас 4-ый
   Заступнице усердная, Мати Господа вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнях, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.
Файл:Icon 01011 Bogorodica Kazanskaya.jpg  Наступил 1610 год, разорённая смутой погибала Святая Русь, на престоле не было царя, и власть перешла к верховной Боярской думе. В московском Кремле засели изменники-бояре, которые уже призвали править русским православным государством польского королевича Владислава и заставили жителей Москвы присягнуть ему прежде его прибытия. К его отцу, польскому королю Сигизмунду, стоявшему со своим войском под Смоленском, который глумился  над Православной верой, грабил и жёг храмы, города и сёла, было направлено посольство для окончательных переговоров. Но Сигизмунд потребовал сдачи Смоленска, и тут обнаружилось, что он сам намерен стать Московским государем, чтобы присоединить Русскую землю к Польше. И тогда всем стало ясно, какая опасность угрожает нашему Отечеству и Православной вере, поскольку польский король не только был ярым католиком, но и беспощадно преследовал всех православных христиан, живших в Польше. И всё же полякам обманным путём удалось овладеть Москвой.
   В это тяжёлое время возвысил свой голос великий печальник за Русскую землю Святейший патриарх Ермоген (память 12 мая). Узнав о замыслах Сигизмунда, святитель освободил люд московский от присяги, данной Владиславу, и стал рассылать грамоты, призывая всех на защиту Веры и Отечества. В разных городах и весях народ православный начал вооружаться и идти к Москве. В Нижнем Новгороде выборный староста Косма Минин-Сухорук собрал ополчение, во главе которого стал князь Дмитрий Пожарский. Поляки, которые уже были в Кремле, потребовали, чтобы патриарх Ермоген послал новгородцам грамоту, повелевающую распустить народное ополчение, но святитель благословил дела ратные на защиту Отечества. За это поляки заключили его в подземелье Чудова монастыря, где великий страдалец, томимый голодом, молился за Отечество и отошёл ко Господу в своей темнице 17 февраля 1612 года. В Успенском соборе Кремля среди гробниц других московских патриархов находится и его гробница с нетленнымы мощами.
   Осенью 1612 года народное ополчение, которое возглавлял князь Дмитрий Михайлович Пожарский, подошло к Москве. В ополчение из Казани был прислан чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие великое попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трёхдневный пост и с молитвами обратились ко Господу и Его Пречистой Матери за небесною помощью.
   В это же время в Московском Кремле поляки держали в заточении святителя Арсения, архиепископа Елассонского (впоследствии Епископа Суздальского), прибывшего в Россию с греческим митрополитом Иеремией. От страданий, от невыносимых условий, в которых он содержался, святитель заболел и лежал в темничной келье. 21 октября его тюремная келья исполнилась необычайного света, и святитель увидел преподобного Сергия Радонежского, который объявил, что по молитвам святителей Московских Ермогена, Петра, Алексия, Ионы и Филиппа Господь дарует избавление русскому народу, и на следующий день русские победят богохульных шляхов. Для уверования в истинности своих слов преподобный Сергий даровал святителю Арсению исцеление от его недуга.
   Весть об этом видении укрепила русское воинство, и 22 октября был взят Китай-город, а через несколько дней сдался и Кремль.
   В первый же воскресный день Казанская икона Божией Матери была с торжественным крестным ходом принесена на Лобное место на Красной площади. В воротах Кремля этот крестный ход встретил святитель Арсений, который вышел вместе с сохранённой им в плену чудотворной Владимирской иконой Богоматери.
 Так начался великий день освобождения России. Сброшено было польское иго. Собранные в Москву из всех городов выборные люди единодушно заявили, что Отечеству необходим прирождённый, православный, русский царь, и избрали Михаила Фёдоровича Романова. Первый царь из дома
Романовых – не случайный избранник народа. Он унаследовал права на русский престол от угасшей царской династии святого равноапостольного князя Владимира. В поколении Романовых была та же кровь, которая текла в жилах царя Фёдора Иоанновича, сына царя Иоанна Грозного и царицы Анастасии Романовны. Все права на престол имел теперь 16-летний Михаил Фёдорович, как сын старшего в роде Филарета Никитича Романова, митрополита, а затем и Патриарха всея Руси.
   В память чудесного заступления Владычицы царь Михаил Фёдорович, избранный на престол в том же 1612 году, установил, по благословению своего отца, митрополита Филарета, ежегодно праздновать Казанской иконе Богоматери два раза: в день обретения ее – 8 июля (21 июля н. ст.) и в день избавления Москвы от поляков – 22 октября ( 4 ноября н. ст.)
   Сперва это празднование совершалось только в Москве и Казани, а в 1649 году царь Алексей Михайлович, признав, что освобождение Москвы от поляков 22 октября 1612 года стало избавлением всего Московского государства от междоусобиц, от смуты лихолетья, постановил праздновать день 22 октября по всей России «во всех городех и во вся годы».

Комментариев нет:

Отправить комментарий