понедельник, 31 октября 2011 г.

Пишут наши прихожане.


Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
             14 октября (1 октября по ст. ст.).

    Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.
                 Тропарь Покрову, глас 4-й
   Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякого зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.
   Это про Покров говорят, что он всегда на 14(1) октября приходится, а в октябре с утра осень, а после обеда – зима.
   В этот день православные христиане с особой радостью отмечают праздник Покрова Пресвятой Богородицы. С горячими молитвами и верою обращаются они к Божией Матери, прося у Небесной Заступницы помощи и защиты от бед и напастей: «Покрой нас от всякого зла честным Твоим омофором…». 


   С этим днём у крестьян было связано много примет. Люди бывалые всегда по ним погоду на долгие сроки определяли. Нехорошо, если журавли успели улететь до Покрова: зима будет ранняя и студёная, - сказывали они. И ещё знали: если белка до Покрова чисто вылиняет, то зима будет хорошая, - и снега много выпадет, да и мороз будет не шибко суровым.   И ещё примечал народ:
 - если на Покров ветер дует с юга, это к тёплой зиме, если с севера – к холодной;
 - если лист с дуба и берёзы не весь к Покрову облетит, то быть зиме суровой;
 - на Покров земля снегом покрывается, морозом одевается.
   Про месяц октябрь говаривали, что он сеет, веет, крутит, мутит, ревёт, сверху льёт и снизу метёт – словом семь погод на дворе.
   В осеннее ненастье и дождь идёт, и снег сыплет. Плачет октябрь холодными слезами. Бывает, что и гром прогремит – значит зима будет бесснежная.
   И в погожие октябрьские дни так и просятся в корзину поздние грибы, яблоки, груши, радуют глаз упругие гроздья красной и черноплодной рябины, в плодах которой много витаминов. В народе давно знали о целебных свойствах рябины, именно поэтому и росла эта красавица у каждого дома, и много хороших песен сложено о рябине.
   В старину в русских деревнях был обычай справлять в октябре свадьбы. После Покрова молодёжь в деревнях на посиделки собиралась, но сложа руки не сидела, и время впустую не теряла: у всех по очереди капусту рубили и квасили. Весёлые это были дни, «капустницами» назывались. Потом девушки при лучине до полуночи пряжу пряли, а парни в это время из лыка лапти плели да из пеньки верёвки вили. А пенька та заранее из конопляных стеблей готовилась.
   В середине X века несметное войско наших предков, славян-язычников, в далёкой от Руси стране Византии, подошли к столице Византийской империи Царьграду (Константинополю). Жители города собрались во Влахернском храме, где хранилась риза Богоматери, Её головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесённые из Палестины в V веке, прося о защите и покровительстве Пречистую Деву Марию.
   И вот чудесное явление Матери Божией произошло в воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения во Влахернском храме в четвёртом часу ночи, когда храм был переполнен молящимися. Среди молящихся был в храме и блаженный Андрей, Христа ради юродивый, со своим учеником Епифанием. Подняв очи к небу, святой Андрей, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озарённую небесным светом и окружённую Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную.
   Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя ко Престолу, продолжала Свою молитву. Закончив её, она сняла со Своей головы покрывало и распростёрла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Её блистал «паче лучей солнечных». Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоящего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат мой, Царицу и Госпожу, молящуюся о всём мире?». Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь». Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Святое Имя и прибегающих к Его заступлению. «Царю Небесный, - глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорчная Царица, - приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от лика Моего тощ и неуслышан». Святые Андрей и Епифаний «долгое время смотрели на распростёртое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Её сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там». И город этим чудом был спасён, неприятель отступил, а во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери.
   И теперь именно на Руси помнят это событие тех далёких времён и любят праздник Покрова Пресвятой Богородицы. По всей Святой земле Российской воздвигнуты храмы в честь Покрова Богоматери, где православный народ молится вместе со своею Заступницей.
   Неописуемой красоты, как белый лебедь, парит в отражении близлежащих озёр и реки храм Покрова на Нерли близ Владимира (1165 г.).
   В Москве Царём Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери, более известный как Храм Василия Блаженного. Он возведён в середине XVI века в честь взятия Казанского ханства – части бывшей Золотой Орды. 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери, начался штурм Казани, который закончился победой русского войска.
   Первоначально в Кремле стоял белокаменный храм во имя Живоначальной Троицы, где был погребен самый чтимый на Руси юродивый Василий Блаженный. Легенда гласит, что он сам собирал в полу деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал их через правое плечо – пятак к пятаку, копейку к копейке, и никто, даже воры, не трогали этих монет. А перед смертью, в августе 1552 года отдал их Иоанну Грозному, который вскоре повелел строить на этом месте храм.
   Покровский храм возводили в 1555-1561 годах русские зодчие Барма и Постник Яковлев, (возможно это был один мастер – Иван Яковлевич Барма). По легенде Иоанн Грозный, увидев храм, повелел ослепить мастеров, чтобы они не смогли больше нигде построить такое чудо. Будто бы на вопрос царя, может ли мастер построить другой такой же прекрасный храм или ещё лучше, тот с вызовом ответил: «Могу!» - и разгневал царя. «Ты лжёшь!» - вскричал Грозный и приказал лишить архитектора зрения, чтобы этот храм оставался единственным. Престол центрального шатра освящён во имя Покрова Богородицы, и собор полностью стал называться храмом Покрова Божией Матери, «что на Рву». Освящал храм митрополит Макарий в июле 1557 года в присутствии царя, однако строительство было продолжено и сыном Иоанна Грозного, царём Фёдором Иоанновичем, и последующими государями династии Романовых.
   В 1737 году Покровский храм сильно пострадал от пожара, был отреставрирован, и под его своды перенесли престолы пятнадцати церквей с Красной площади. Во второй половине XVIII века при Екатерине II собор реконструировали: снесли 16 маленьких глав вокруг башен, сохранив в основе восьмеричную символику, а шатровую колокольню соединили со зданием собора. Тогда же собор приобрёл современную разноцветную окраску и стал настоящим московским чудом.
   В сентябре 1918 года власти расстреляли настоятеля собора протоиерея Иоанна (Восторгова), имущество храма конфисковали, все колокола переплавили, а сам храм закрыли.
   В ноябре 1990 года в храме прошло первое всенощное бдение и литургия. С того времени в престольный праздник каждый год здесь совершается служба.
   В этот день Православная Церковь чествует Касперовскую икону, через которую Пресвятая Богородица во время войны 1853 – 1855 годов защитила город Одессу от вторжения неприятельских войск. При архиепископе Иннокентии (Борисове) было постановлено «в поучение потомству событие это сделать незабвенным и праздновать 1 октября». Икона признана Святейшим Синодом чудотворной после расследования целого ряда чудес, прославивших её в 1840 году. До этого древний образ, принесённый в Россию из Трансильвании знатной сербской семьёй, хранился у помещицы Иулиании Иоанновны Касперовой, которая получила его по наследству, как родовую святыню, в 1809 году.

Комментариев нет:

Отправить комментарий