суббота, 14 апреля 2012 г.

Светлое Христово Воскресение. Пасха.



Праздник Воскресения Хрисгова называется Пасхой по имени ветхозаветного праздника, установленного в память избавления евреев от египетского рабства. В христианской же Церкви, сообразно с воспоминаемым в этот праздник событием, название «Пасха», связанное с Воскресением Христа, получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к Небу.

«Слово Пасха, - говорит святой Амвросий Медиоланский, - означает прехождение. Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви - в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта, и вместе с тем, - избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной - в знамение того, что Сам Сын Божий чрез воскресение из мертвых пришёл от мира сего к Отцу Небесному, от земли на Небо, свободив и нас вечныя смерти и работы вражия и даровав нам власть БЫТЬ, чадами Божиими (Ин. 1; 12)».
«Христос, видя, как душевный грех съедает в смертном теле всё, что Он вложил из небесной доли, и каь хитрый змий господствует над людьми, - к восстановлению Своего достояния не другим помощникам предоставил врачевать болезнь, потому что слабое врачевство недостаточно в великих страданиях, но истощил ту славу, какую имел Сам Он - небесный и неизменный Образ Небесного. Вместе по человеческим и нечеловеческим законам воплотившись в пречистой утробе Девы (о, чудо, невероятное для наиболее немощных!), пришёл Он к нам, будучи вместе Бог и смертный, сочетав воедино два естества, из которых одно сокровенно, а другое видимо для людей, одно - Бог, а другое родилось для нас в конце времени, и в обоих естествах пребывая Единым Богом, потому что человек, соединившийся с Божеством, и из Божества человек есть Царь и Христос.
Произошло новое соединение, потому что вознерадел я о первом. В первом же я был сподоблен Божия дыхания, а в последнем Христос восприял на Себя мою душу и все мои члены, восприял того Адама, первоначально свободного, который не облёкся ещё грехом, пока не узнал змия, и не вкушал плода смерти, питал же душу простыми небесными помыслами, был светлым таинником Бога и Божественного. Для того-то воссоздания пришёл в естество человеческое Бог, чтоб, преоборов и победив убийцу смертью, за вкушение прияв желчь, за невоздержанность рук - гвозди, за древо - крест, за землю - возношение на крест, обратно возвести Адама к жизни и славе. И, распростерши святое тело соответственно концам мира, собрал Он человеческий род, и заключил в лоне великого Божества, кровью Агнца очистил все нечистоты и отъял скверну, которая смертным преграждала путь от земли к небу».
Святитель Григорий Богослов.
Итак, очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха, Христос, заклан за нас (1 Кор. 5; 7). Очистим старую закваску, предадим на смерть старые грехи наши, старые привычки силою Спасителя, Который был унижен, растерзан и распят, и призывает нас умереть для греха и жить
для праведности и в жизни вечной.

* * *

Повсюду благовест звонит, 
Из всех церквей народ валит, 
Заря глядит уже с небес...
Христос воскрес! Христос воскрес! 
С полей уж снят покров снегов. 
И реки рвутся из оков, 
И зеленеет ближний лес...
Христос воскрес! Христос воскрес! 
Уж просыпается земля, 
И одеваются поля, 
Весна идёт полна чудес!
Ад побеждён! Христос Воскрес!
An. Майков.

2 комментария: