понедельник, 27 февраля 2012 г.

Великий пост


Преподобный Андрей Критский

Пост - дар древний, не ветшающий, не стареющийся, но непрестанно обновляемый и цветущий во всей красе. Пост - не новое изобретение, но драгоценность отцов. Всё, отличающееся древностью, почтенно. Уважь седину поста. Он современен человечеству. Пост узаконен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: от древа познания добра и зла не ешь (Быт.2, 17). А сие есть узаконение поста и воздержания. Если б постилась Ева и не вкусила с древа, то мы не имели бы теперь нужды в этом посте. Ибо не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Мф.9, 12). Мы повреждены грехом: уврачуемся покаянием; а покаяние без поста не полно. Велено сокрушаться духом, а не предаваться роскоши. Постом оправдись пред Богом. Поелику мы не постились, то изринуты из рая. Потому будем поститься, чтобы снова взойти в рай.
Святитель Василий Великий.

«Согласно древнецерковным указаниям, Великий пост признавался десятиной года, которую каждый верующий посвящал своему Царю Небесному. Предлагался такой расчёт дней Великого поста: пост продолжался семь недель, включая Страстную; из них первые шесть содержат по 5 постных дней (ибо субботы и воскресенья Великого поста не считались вполне постными). Всего получалось 30 дней. Последняя, Страстная седмица, содержит шесть постных дней. Получается всего 36 дней - неполная десятина года. Чтобы она стала полной, предписывалось поститься в Великую Субботу до "позднего" - еще полдня. По такому расчёту Великий пост всего содержит тридцать шесть с половиной постных дней - точную десятину года».
АвваДорофей.


Пост - это смирение, покаяние, воздержание, добровольное самоограничение в пище, развлечениях, общении с миром. Пост - это жертва благодарения Богу за ту великую спасительную Крестную Жертву, которую принёс нас ради Сам Сын Божий, Господь наш Иисус Христос. Вспомним наше состояние после обильной сытной пищи, когда по всему телу разливается лень и расслабление, голова тяжелеет, сознание притупляется, где уж тут придти в голову мыслям о Боге, о покаянии или о молитве! Пресыщенная плоть становится полным хозяином человека и открывает двери множеству нечистых страстей.
Пост же - это дарованная Богом возможность освобождения духовного существа человека через утеснение телесное. «Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного раззжения, истребление лукавых помышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение».
«Лествица». Слово 14.



Во дни поста, дни покаянья,
Рой грешных помыслов оставь;
Страшися, грешник, воздаянья,
Свой ум ко Господу направь.
Приди во храм не с гордым оком,
Как фарисей не лицемерь;
В уничижении глубоком
Стучись в помилования дверь.
Как древний мытарь со смиреньем –
Поникнув головой, склонись;
С чистосердечным сокрушеньем
"Помилуй Господи!" – молись...
Проливши слёзы умиленья,
Да будет от греха чиста
Твоя душа, – чужда смятенья,
Принять достойная Христа.

Федор Тютчев

1 комментарий:

  1. Желаю прихожанам нащего Храма и всем-всем-всем православным христианам достойного Поста! Божьей милости, смирения и покаяния!
    Спаси всех, Господи!

    ОтветитьУдалить